Усталость как инcтрумент / by Alexander Lyadov

Groundhog Day_03.jpeg
 

Одна из моих любимых комедий — "День Сурка" 1993 года. Фильм одновременно смешон и трагичен, прост и сложен, банален и глубок. Жаждущие развлечений найдут в нём поводы вдосталь насмеяться. Философы увидят иллюстрацию идей Платона, Ницше и Камю. Мне фильм мил тем, что мастерски показывает таинственный процесс — как именно меняется человек.

Наивному уму может казаться, что главное — это понять нечто, а дальше изменения, словно падающие домино, произойдут сами собой. Однако каждый, кто пытался провести трансформацию в себе или в коллективе, убедился, что осознание проблемы — важный этап, но даже не половина пути.

Осознание проблемы — важный этап, но даже не половина пути.

Само собой, пока человек не видит проблемной ситуации, она как бы вдруг случается с ним. Так, например, в джиу-джитсу, борец снова и снова вынужден сдаваться, попадая в неочевидную ловушку более искусного оппонента. Позднее, уже разобравшись в технике, борец догадывается, что дальше произойдёт, но... по-прежнему ничего не может сделать. Встречайте "knowing-doing gap" — разрыв между знанием и действием. Термин стал популярным в 2000 году после публикации одноименной книги Джефри Пфеффера и Роберта Саттона.

Герой фильма Фил, в исполнении очаровашки Боба Мюррея, попадает в петлю времени, застревая в захолустном городке. Мизантроп, нарцисс, эгоист — так можно охарактеризовать этого популярного ведущего новостей о погоде. Поначалу он недоумевает от происходящего, затем назойливое повторение сюжета начинает его конкретно раздражать. Попытки расслабиться и получить удовольствие от своего положения "полубога" ни к чему, кроме пресыщения и скуки, не приводят.

Он решает покончить с собой. Но и здесь его ждёт разочарование. Что бы он с собой ни сделал, утром будильник зазвонит опять. Судьба словно насмехается над Филом, заставляя без конца проживать бессмысленное бытие. Он впадает в депрессию и испытывает апатию ко всему. Никто не может ему помочь. Фил вынужден решать свою проблему в одиночку.

Ключевым моментом, на мой взгляд, является усталость героя от трагизма ситуации. Ему стал смертельно невыносим статус-кво. Шелуха отговорок, умничанья, самолюбования, раздражения, гнева и протеста слетела. Осталось лишь оголённое желание хоть что-нибудь в своей жизни изменить. Можно сказать, что сознание Фила из восклицательного превратилось в знак вопроса.

Ключевым моментом, на мой взгляд, является усталость героя от трагизма ситуации. Ему стал смертельно невыносим статус-кво.

Катализатором становятся слова его коллеги Риты: "Фил, быть может, это не проклятие. Зависит от того, как ты на это смотришь". Герой решает заняться тем, что всегда откладывал на потом (музыка, поэзия и т.д.) и делать то, что для него нехарактерно. Эгоист забывает о себе и направляет свою суперсилу для помощи разным людям. Этот процесс незаметно меняет его. В служении другим его жизнь обретает смысл. Творение добра, оказывается, наполняет дарящего радостью. Кульминацией оказывается идеальный день, когда Фил спасает всех страждущих, а его самого символически выкупает на аукционе Рита, в которую он влюбился безответно. Петля времени разорвана. Проклятие снято.

Фильм многогранен, но я ценю малозаметный момент "in-between", когда герою осточертела не столько проблемная ситуация, сколько его привычные реакции на неё. Парадоксальным образом, жуткое илистое дно оказывается надёжной опорой, а его касание — точкой разворота к свету.

Искренне ваш,

-Александр ​


Такие письма получают каждый день подписчики моей имейл рассылки. Если вам это интересно, то вы можете подписаться на имейл рассылку или Телеграм-канал Lyadov Daily.

Как бизнес-терапевт, я помогаю предпринимателям быстрее принимать трудные решения на стыке бизнеса и личности. Если вы попали в новую, нестандартную ситуацию, то вам наверняка пригодится мой бесплатный “Чек-лист предпринимателя: 12 шагов в тупике”.