Аяуаска - для пережитого нет кнопки «Undo»

 Малока для церемоний, photo by  Tracey Eller

Малока для церемоний, photo by Tracey Eller

В отличие от ранее опубликованного в BirdInFlight короткого репортажа, в данной статье я более подробно поделюсь личными ощущениями неофита, впервые принявшего участие в древнем ритуале аяуаска, а также практическими рекомендациями по выбору ретрита, подготовке к церемонии, интеграции полученного опыта и обеспечению мер безопасности. Надеюсь, мой опыт пригодится тем, кто серьезно взвешивает все за и против.

Я никогда не испытывал трудностей с описанием своего опыта чего-либо – будь-то встреча с уникальными человеком, воспоминание детства, странный сон или прыжок с парашютом. Однако впечатления от церемонии аяуаска настолько необычны, что я с трудом подбираю слова. И дело даже не в том, чтобы ясно и точно отразить все разнообразие цветов, звуков и телесных ощущений. Нет, сложность в попытке ответить на центральный вопрос «WTF was that?!» (Что, на хрен, такое это было?!).

В жизни любого человека есть веховые события, чей смысл и природу невозможно понять пока они фактически не наступят. Первый секс, первая драка, первая смерть другого существа, прыжок с банджи, рождение детей и много других моментов, к которым твой ум заранее не готов. Чужие рассказы помогают плохо. Только личный опыт. Зато уж он-то меняет твое мировосприятие навсегда. Единственное облегчение в том, что несмотря на уникальность твоих переживаний, само по себе такое событие – неотъемлемая часть нашей культуры и поэтому его легче интегрировать и как-то уложить в голове.

Но тому опыту, что дарит аяуаска, адекватного отражения в нашей культуре нет. Нет ни ментальных моделей, ни традиций обсуждения, ни даже языка. Поэтому личный рассказ о чем-то, что не укладывается в привычную модель «родился-учился-женился-работал-умер», будут поначалу слушать с вежливым вниманием, затем нервно посмеиваться, делая отсылки к карикатурному восприятию опыта галлюциногенов, наконец испытывать тревогу и намекать на необходимость медицинского вмешательства. И только некоторые люди, достаточно в жизни пережившие, или очень наблюдательные или же просто более открытые всему новому, не станут спешить отмахиваться от непонятного, а с любопытством станут его изучать. Тем более, что для небольшой части человечества этот опыт далеко как не новый.

Что такое Аяуаска

Хотя местные племена бассейна амазонки практикуют ритуал аяуаска более четырех тысяч лет, западный мир только сейчас по-настоящему пытается осознать природу и влияние этого феномена. Первым среди западных ученых об ингредиентах отвара упоминает английский ботаник Richard Spruce в 1851 году, однако вплоть до середины XX века в основном только химики уточняли состав аяуаски, употребляемой различными племенами. В 1967 году в Сан-Франциско был проведен уникальный симпозиум «Этно-фармакологический поиск психоактивных лекарств» под патронатом, вы не поверите, Департамента Здравоохранения США. Печатное издание выступлений мультидисциплинарных ученых мгновенно стало классикой психоделической литературы. Мощный толчком для популяризации аяуаски послужлили исследования и книги этноботаников Теренса и Дениса МакКены, поставивших множество экспериментов на самих себе. Сегодня на тему аяуаски проводятся масштабные научные эксперименты, регулярные конференции, прогрессивные психотерапевты сочетают ритуал с традиционными методами терапии, а в Силиконовой долине, как пишет журнал «New-Yorker», это сейчас одна из самых живых тем для застольных бесед. Вероятно в ближайшие годы нас ждет взрыв общественного интереса к церемонии аяуаска и как результат экспоненциальный рост числа тех, кто приобрел свой первый непосредственный опыт.

....местные племена бассейна амазонки практикуют ритуал аяуаска более четырех тысяч лет...

Аяуаска (ayahuasca, aya, iowaska, yagé) – это отвар преимущественно двух растений - psychotria viridis (чакруна) и banisteriopsis caapi (лиана аяуаска), первое из которых содержит основное действующее вещество, а второе нейтрализует энзимы в желудке, что в итоге и позволяет принимать лекарство в виде напитка. Как индейцы впервые додумались сварить вместе два этих комплементарных растения – загадка. Важно отметить, что в 2008 году правительство Перу объявили аяуаску национальным достоянием, неотъемлемой частью традиционной медицины;  напитком, обладающим неоспоримой лекарственной ценностью и источником природных знаний. В Бразилии на основе аяуаски даже возникли три религиозные организации, официально использующие отвар в своих ритуалах. Кстати одна из этих церквей, UDV (Uniao de Vegetal), смесь христианских и южноамериканских верований, подала в суд США после того, как таможня изъяла у них 113 литров аяуаски и недавно одержала оглушительную победу. Суд разрешил UDV “использовать чай аяуаска на территории США в религиозных ритуалах с целью контакта с Богом”.

Индейцы обращаются к аяуаске не иначе как «Mother Ayahuasca», называют ее «лоза духов» или «лоза мертвых» и теперь мне ясно почему. Человеку открывается доступ в иное пространство. Можно по разному это воспринимать. Одни уверены, что видят мир духов, столь же осязаемых и реальных как и те люди и животные, с которыми мы общаемся каждый день. Другие считают увиденное лишь проекциями своего подсознания и с любопытством изучают то, что оно может им приоткрыть. Единственное, что невозможно – это оставаться равнодушным и скептически со стороны взирать на происходящее с тобой во время церемонии. Все твои ощущения «иного» мира - визуальные, слуховые, телесные, обонятельные настолько же интенсивны и реальны, как и в повседневной жизни. Иногда кажется, что открывающийся мир даже более реален, чем привычный, что и не удивительно, если перестать убегать от мысли откуда мы все пришли и куда неизбежно уйдем. Аяуаска не просто впускает тебя в другой мир, но что важно, позволяет активно взаимодействовать с теми, кто его населяет. По ходу учишься с кем и как стоит общаться, от кого получать помощь и каким образом себя защищать. Возникает уникальная возможность «проработать» - очиститься, сжечь, трансформировать - те аспекты своего сознания/личности/мира, которые либо не поддаются обычным методам, либо глубоко и хитро прячутся, годами отравляя нашу жизнь исподтишка.

Правильно приготовленная аяуаска не токсична, ученые пока не смогли определить летальную дозу, не вызывает привыкания (даже наоборот), не имеет негативных физических последствий для организма. Однако если неподготовленный человек выпьет слишком большую порцию, то интенсивность переживаний может отбить всякое желание в следующий раз продолжать. Не стоит пить отвар из непроверенных рук, так как шарлатаны часто подмешивают крайне токсичные добавки-усилители (вроде дурмана «toé»), чтобы «клиента наверняка проняло». Опасность может представлять одновременный прием отвара вместе с другими медикаментами, из-за чего существует жесткое правило – прекратить прием любых препаратов (вплоть до витаминов) за 2 недели до ретрита. Аяуаска иногда может вызывать тревогу, панику и паранойю и поэтому не рекомендована людям с тяжелыми психическими заболеваниями вроде шизофрении или биполярного расстройства. Также нужно быть осторожными тем, у кого слабое сердце и повышенное давление, так как нагрузка аналогична аттракциону «американские горки». Остальные могут попробовать получить целительный эффект. Например исследование 2015 года в Бразилии показало снижение депрессии на 82% от однократного приема аяуаски у добровольцев со средним и тяжелым уровнем депрессии. Масштабное исследование 2012 года изучило влияние аяуаски в долгосрочной перспективе с разных точек зрения и не нашло признаков патологических изменений ни в одной из сфер. Более того, пользователи аяуаски лучше чем контрольная группа справлялись с нейропсихологическими задачами, показали более высокий уровень духовности и демонстрировали лучшую психосоциальную адаптацию. Интернет-форумы полны рассказов про поразительные лечебные эффекты для психосоматического здоровья. Даже если только малая часть этого фольклора – правда, аяуаска выглядит как опцион с неограниченным апсайдом для тех, кто готов к цене – сделать «шаг на веру». Это как если бы тебе предложили прыгнуть без парашюта с обещанием, что через 30 секунд падения тебе его в воздухе передадут. Или же так - твое сердце остановится и ты умрешь, но не волнуйся, наши реаниматологи обязательно вернут тебя к жизни. В любом случае аяуаску лучше воспринимать как крайне экстремальный опыт.

Это как если бы тебе предложили прыгнуть без парашюта с обещанием, что через 30 секунд падения тебе его в воздухе передадут.

Выбор ретрита

Когда я решил пройти ритуал аяуаска, то встал вопрос когда, с кем и где. Мне рассказали о каком-то перуанском шамане, который приезжает в Украину на пару недель специально для проведения церемоний «для друзей». Был большой соблазн сделать это здесь и сэкономить ощутимую сумму на авиабилетах. Однако интуиция убедила искать аутентичный ритуал. Я рад, что послушал себя. Дело в том, что аяуаска – это нейтронная бомба, она оголяет твой внутренний мир, снимает скрытые зажимы, растворяет защитный панцирь и распутывает старые психологические узлы. В течение нескольких часов ты оказываешься в чрезвычайно уязвимом, шатком и потенциальном внушаемом состоянии. К сожалению интернет переполнен историями, когда расплодившиеся шарлатаны пользуются интересом и наивностью западных туристов, пополняя статистику краж, изнасилований, отравлений и серьезных психологических травм. Если это твой первый опыт, то предложение от малознакомых людей “в Киев приехал известный шаман, присоединяйся к нам” кроме логистического удобства, ничего хорошего не сулит. Ты не можешь оценить качество процесса и вынужден доверить свою бесценную психику незнакомцу, у которого по отношению к тебе нет никаких обязательств. Конечно совсем другое дело, если приехавший с гостевым визитом шаман рекомендован твоим близким другом, прошедшим не один десяток церемоний в разных местах и способный отличить настоящее качество от подделки. Если же такого друга нет (так собственно я и рассуждал), тогда единственный вариант - найти проверенный временем ретрит, с шаманам, у которого есть репутация и поэтому есть, что терять. То, что Нассим Талеб называет «Skin in the game».

Подходить к выбору шамана нужно так же как и выбору нейрохирурга, гинеколога или детской няни – проводя тщательное исследование альтернатив и делая кросс-проверку рекомендаций из разных источников. В результате интенсивного поиска мой круг сузился до 4х надежных ретритов и дальше выбор был лишь в мелочах. По отзывам один из них относился к категории «luxury», но для путешествия внутрь себя я скорее искал аскезу. Другой ретрит предлагает «два в одном» - церемонии ночью и активные экскурсии в джунгли днем. Это привлекает вечно занятых американских туристов, но меня подход «впихнуть невпихуемое» не вдохновлял. Третий качественный ретрит смутил тем, что был похож на бизнес-фабрику, эффективно пропускающему через себя порции туристов.

Подходить к выбору шамана нужно так же как и выбору нейрохирурга, гинеколога или детской няни

В итоге я выбрал «Nihue Rae», остался доволен и готов его рекомендовать. На языке шипибо, «nihue» означает воздух (дыхание/ветер) и «rao» означает лекарство. Это чуть ли не единственный из известных ретритов, чей владелец (Ricardo Amaringo) – не иностранец, а собственно местный житель, главный шаман, что обеспечивает неуклонную преемственность традиций и обрядов племени шипибо. При четкой структуре всех церемоний одновременно есть некий люфт, отсутствие напряжения или, если угодно, человечность процесса. Есть ощущение, что ты находишься в опытных, заботливых руках людей, которым твое состояние не безразлично. Это касается не только шаманов, но и помощников-координаторов, готовых в любой момент с тобой поговорить и, главное, внимательно выслушать. Когда ты сбит с толку и растерян от пережитого, это оказывается крайне важным. Мне показался очень разумным общий ритм, когда церемонии происходят четыре раза в неделю и чередуются с выходными в среду, субботу и воскресенье. Одновременно достигается и необходимая интенсивность впечатлений и есть возможность собраться с силами, переосмыслить, отдохнуть. Косвенный показатель качества ретрита – большое количество гостей, возвращающихся сюда вновь и вновь. Еще мне понравилось, что в «Niue Rae» специализируются только на аяуаске, готовят отвар без добавок и не проводят других популярных ритуалов вроде Сан Педро и Камбо. Решающим аргументом явилась гибкость графика – большинство ретритов требуют заезда группами в определенные даты, а в «Niue Rae» после заезда в субботу мне разрешили выбрать любой срок пребывания, оплачивая фактически прожитые дни. Изначально я планировал провести 2 недели в ретрите и еще 1 неделю путешествуя в Перу. Но в итоге решил провести все 3 недели в «Niue Rae» и получить максимальный опыт, пройдя 11 церемоний вместо 8. Путешествие по внутренний мир увлекло сильней. А достопримечательности вроде Мачу-Пикчу более 500 лет уже простояли, так что и еще подождут.

001 nihua rao - логотип.jpg

Путешествие

Я принял решение о поездке быстро и через 2 недели уже был в Перу. Однако лучше все-таки планировать такую поездку за полгода, тогда во-первых возможно будет дешевле билет, а во-вторых хватит времени, чтобы найти малодоступные в Украине таблетки для профилактики малярии. Перелет из Киева в Лиму можно сделать через Париж или Амстердам, а затем сразу вылететь в городок Икитос локальным рейсом из того же аэропорта. Я сделал глупость, совместив два перелета без передышки, что вылилось в 17,5 часов до Лимы, 5 часов ожидания между рейсами, 2 часа полета в Икитос плюс выезд заранее в аэропорт. Итого порядка 28 часов от дома до отеля. Лучше, конечно, переночевать 1-2 ночи в Лиме, только ни в коем случае не в центре, а на окраине, в модном районе Miraflores или молодежном Barranco. Рекомендуется просить отель прислать такси в аэропорт Икитоса, но нужно быть готовым, как в моем случае, что никто тебя не встретит. Такие же как в Борисполе барыги доставят тебя в отель с комфортом на машине за 20 солей или же с ветерком на трехколесной мото-коляске за 10 солей  (3 доллара).

Икитос - крупнейший город в перуанской Амазонии с населением более 400,000 человек, не имеет сухопутного сообщения - люди и грузы доставляются самолетами или паромом. Город любопытен только тем, что являет собой пример буйного расцвета в XIX веке, когда после изобретения вулканизации каучука, в мире разразился каучуковый бум. Миллионы прибыли множились так быстро, что некоторые нувориши даже посылали свое белье на стирку в Англию из Перу. Заработки не ре-инвестировались в инфраструктуру, а тратились на импортные предметы роскоши. Бум закончился так же быстро, как и начался, когда британцы тайком вывезли семена каучукового дерева и высадили их в своих азиатских и африканских колониях. О былом величии «прекрасной эпохи» напоминают лишь чудом сохранившиеся здания вроде Железного дома (исп. «Casa del Fierro»), спроектированного тем самым Гюставом Эйфелем и по частям доставленного из Европы в Перу. Жить, кстати, в доме оказалось невозможно, так как он дико накалялся от местной жары.

Крайне полезным оказался справочник «Lonely Planet - Peru», благодаря которому я выбрал удачные отели в Икитосе и Лиме и получил адекватное представление где, что, когда можно есть, гулять и спать. Кто часто бывал в Индии, тот в Перу будет как дома. Правда в Перу у меня создалось впечатление чуть более высокого, чем в Индии, уровня криминала, но впрочем не выше, чем у нас. Нужно быть особенно внимательным на гигантском рынке Икитоса «Belén market», где чувствуешь себя ходячим кошельком с золотой бахромой. Рекомендую взять экскурсию для осмотра плавающих деревень, оставляющих смешанное ощущение изумления и грусти. 7,000 человек живут в убогих деревянных лачугах, стоящих на сваях или качающихся на воде. Белен называют «Венецией Лорето» из-за возможности передвижения только на лодках и каноэ в сезон дождей, но только больная фантазия может провести между этими городами параллель. Мой гид показал свой дом, семью, объяснил почему живет на воде - не нужно ничего платить городу. Дома не имеют канализации, отходы и мусор идут прямиком в реку, в которой весело купаются местные малыши. Несмотря на минимальную площадь, каждый дом имеет по нескольку собак. На вопрос с чего такая тяга к животным, гид ответил просто - «от ночных воров».

В 9:00 утра моторикша забрал меня в Икитосе из отеля, подхватил моего «коллегу» из Канады и за 40 минут лихой езды по казалось бы непролазной грязи и колдобинам завез нас глубоко в джунгли. Дальше местные подростки на плоскодонке за 20 минут довезли нас по живописной реке в ретрит. «Niue Rae» представляет собой довольно обширное пространство, со всех сторон окруженное джунглями.

Ретрит

На территории ретрита находится пару десятков хижин разного назначения и размера - столовая, гостинная, место для церемоний («maloka»), дом лекарств («casa de medicina»), дом искусств («art-maloka»), хижины для гостей («pasajeros»), дома шаманов и координаторов, магазин с сувенирами, отдельно стоящие душевые и туалет. На территории также есть полноценное футбольное поле, где местные жители рубятся не на шутку, поставив деньги на кон. По периметру центра патрулирует охрана с карабинами наперевес. Вид охранников смущает прибывших вскоре после нас американцев: «Разве нам стоит чего-то бояться?» Гостей заверяют, что оружие нужно якобы для отстрела змей.

Есть небольшая птицеферма и мини-зоопарк с какой-то свинье-крысой, черепахами, кроликами и гигантскими голубями. По территории свободно шагают огромные роскошные попугаи, имеющие дурную привычку в 6 утра многократно орать «Ola» (исп. привет). Также всюду снуют дружелюбные собаки, по-хозяйски открывающие двери во все помещения ловким ударом лап.

Уровень организации в ретрите «Nihue Rae» на высоте - сразу по приезду дружелюбные англоговорящие координаторы Филлипп, Бенуа, Камила и Патрик вводят в курс дел, терпеливо отвечают на миллион вопросов, выдают ключи, селят в одноместную половину бунгало («tambo»), рассчитанного для двух человек. По сути это деревянно-фанерный одноэтажный коттедж, у которого вместо больших окон натянута мелкая сетка. Внутри рай для аскета - кровать с противомоскитной марлей, полка, лавочка и стол. Снаружи висит персональный гамак. Чистое постельное белье и полотенце ждут на кровати. Опасности замерзнуть нет - днем неизменные 33 градуса, ночью 23. Иногда пару часов идет дождь, под которым приятно бродить босиком как когда-то в детстве. После захода солнца появляются комары, от которых имеет смысл защищаться длинной одеждой, носками и натуральным репеллентом. Я допустил ошибку, расслабился и спустя неделю вообще перестал о них думать, лишь меланхолично отмечал следы новых укусов. Также я поленился принимать профилактические препараты от малярии. За такую беспечность заплатил сполна - на следующий день после прилета в Киев взлетела температура, появился озноб, жар, ломота в мышцах и головная боль. С третьей попытки анализ выявил малярию, так что пришлось «продлить ретрит» - провести 7 дней в одиночной палате Октябрьской больницы. А еще организовать срочные поиски медикаментов, которых, оказывается, в Украине нет. Однако благодаря усилиям замечательных врачей, семьи и друзей я быстро вернулся в строй.

Подготовка

В первый же день ретрита необходимо пройти обряд очищения, выпив «Vometivo» (букв. рвотное) - средство для очистки организма от всевозможных накопившихся загрязнений, продуктов распада и паразитов. Гадость, конечно, редкая, по виду похоже на клейстер. Пробивает неудержимо во всех естественных направлениях. Позже каждую неделю по вторникам и пятницам предлагается пройти другой ритуал - «Floral bath» (англ. цветочная ванна). Насколько процедура «Vometivo» противна, настолько же «Floral bath» восхитительна. Ты принимаешь обычный душ, обязательно без шампуня, потом набираешь ведро душистого настоя с лепестками растений, углубляешься в джунгли, где просишь духов воды и растений смыть с тебя всю дрянь и грязь, а потом медленно и с удовольствием льешь на себя этот эликсир, втирая попутно лепестки в места всех своих старых травм. До следующего утра нельзя принимать душ, но и не хочется, так как ты весь благоухаешь. В теле ощущается легкий прилив энергии и общее улучшение настроения.

Поначалу во время ретрита мне казалось странным отсутствие необходимости что-либо делать. Особенно смущало как же я, после 6 занятий бразильским джиу-джитсу в неделю, смогу так долго жить без физических нагрузок. Я даже начать подыскивать где заниматься гимнастикой. Однако уже после первой церемонии, которая началась в районе 20:00 и закончилась около 3:00 ночи и выжала мою нервную систему в центрифуге, я осознал, что весь следующий день мне хочется провести без движения, лежа в гамаке. Впоследствии про физкультуру я даже и не вспоминал вплоть до вылета из Лимы (пара ленивых игр в настольный теннис не в счет). Любопытно также наблюдать как происходит замедление внутреннего «истерички-торопыги». Первую неделю внутри себя еще ощущаешь привычный городской зуд куда-то бежать, что-то делать, ничего не забыть, все успеть. Однако твое нервное состояние настолько противоречит умиротворенной атмосфере стрекочущих джунглей, лениво рассеивающего табачного дыма и вяло передвигающихся насекомых, что волей-неволей ты начинаешь спотыкаться и в конце концов замедляешь свой бег на месте, органично встраиваясь в спокойный ритм окружающей природы. Поскольку еду для тебя готовят, вещи стирают, а других дел-то и нет, то целый день ты предоставлен себе - читай в гамаке, спи, веди дневник, кури табак мапачо в кресле-качалке или болтай с новыми приятелями о жизни.

Диета

Определенный дискомфорт может доставить диета. Рекомендуется начинать ее за неделю до ретрита и заканчивать неделей после. Полный отказ от соли, сахара, масла, медикаментов, любых стимуляторов и секса. Также рекомендуется исключить ряд продуктов, способных негативно взаимодействовать с аяуаской (авокадо, орехи, консервы, копчености и т.д.). В самом ретрите еда свежая, качественная, но невыносимо однообразная. Утром, днем и вечером – безвкусные рис, бобы, редко белки яиц, печеный картофель, бананы и яблоки. На завтрак добавляется овсяная каша на воде. Лишь 2 продукта, о которых я буду скучать – обеденная рыба, которую мы называли «chicken-fish» за чрезвычайно сочное вкусное мясо и хрустящие, брызжущие соком зеленые яблоки. Вообще я думал, что наибольшие трудности у меня вызовет отказ от ежедневного кофе, но абстинентный синдром продлился лишь пару дней. А вот муки отказа от соли меня удивили – я не ожидал такой сильной зависимости от невинных кристалликов NaCl. Словно буйный, веселый, праздничный мир вкусов усох в скучную, серую, пустую монгольскую степь.

Церемония

«Ну и как, после этих трех недель, ты будешь своим знакомым рекомендовать ритуал аяуаски?» спрашивали меня новые друзья. Я с сомнением качал головой: «Даже не знаю. Никому бы не пожелал пережить то, что мне довелось». В самом деле, как можно горячо рекомендовать дорогим людям операцию на мозге без анестезии? Разве что когда иного выхода нет. Справедливости ради нужно отметить, что некоторые церемонии подарили мне ощущение целебного восстановления, безграничного покоя и веры в себя. И большинство людей, с кем я участвовал в ритуале, описывали свой опыт эпитетами «изумительный», «божественный, «грандиозный» и «полный блаженства». Но даже у них иногда бывали церемонии, про которые они со стоном вспоминали «нет, это было слишком интенсивно». Вы спросите “Откуда такой драматизм?”.

А чего еще можно ожидать от лекарства, которое брутально сдирает с тебя все, что тебе было так дорого, близко и привычно, вскрывает сейфы с наинтимнейшими страхами, отключает твою волю и безжалостно толкает тебя в ту реальность, от которой ты бежал всю свою жизнь. В этот миг, очень некстати, еще и замирает время, растягивая пытку в бесконечность.

Впрочем обычно начинается все очень нежно. 25 человек собирается вечером в просторном помещении молоки и занимают закрепленные за ними места на матрасах. Рядом с каждым стоит пустое ведро, рулон туалетной бумаги (на случай рвоты) и веер. Пассажир получает от 25 до 50 мл густого темного отвара, вкус которого с каждой церемонией становится все более невыносим. Через 20-40 минут ожидания в полной темноте и тишине начинает проявляться эффект. Словно что-то внутри тебя пускает еле заметные нити-ростки, заполняющие все уголки сознания и тела. Вслед за новыми телесными ощущениями расцветает калейдоскоп движущихся узоров, с каждой минутой набирающих и яркость и скорость. То, что пришло так вкрадчиво оказывается ветерком-предвестником гигантского шторма. Первая же волна сбивает твое сознание с ног и затем нещадно вертит-бьет-крушит его как пустую бутылку о камни. Иногда, словно в насмешку, волна отступает и ты лихорадочно пытаешься вцепиться в привычную среду, ощупывая шершавые доски пола, стирая рекой льющийся пот и жадно всасывая легкими прохладный ночной воздух. Но уже скоро с тоской чувствуешь неумолимо нарастающую очередную волну и точно знаешь, что спрятаться от нее невозможно. Пляска образов и какофония звуков принимают все более бешеный характер так, что лишь искры сознания иногда выхватывают из этой кутерьмы обрывки мыслей и щепки чувств.

В процессе ум поначалу пытается иронически наблюдать, потом нервно интерпретировать, затем истерично понять, но быстро капитулирует перед все-на-своем-пути-сметающей мощью. Любые твои привычные объяснения, допущения, уловки, отговорки, «съезды» здесь теряют силу и ты с содроганием вынужден смотреть на то, что ты есть на самом деле. Невозможно отвести взгляд или закрыть глаза, так как все равно все чувствуешь и видишь.

Любые твои привычные объяснения, допущения, уловки, отговорки, «съезды» здесь теряют силу и ты с содроганием вынужден смотреть на то, что ты есть на самом деле.

Поначалу кажется, что есть надежда зацепиться за привычные смысловые якоря. Ты просишь у всех людей прощения, пытаешься опереться на любовь, вспоминаешь жену, детей, маму, умоляешь Бога, целуешь нательный крест, но в ответ слышишь лишь гомерический хохот Вселенной. Ты понимаешь, что остался с Этим один на один... Голый, пустой, беззащитный. Дерево без корней. Краб без панциря. Пчела без крыльев.

Убогие и плоские слова не в силах передать всю степень экзистенциальной тоски, раскаленным гвоздем выжигающей все нутро твоей личности по витиеватому замкнутому алгоритму. Самый тайный страх тяжелым пузырем поднимается из мрачных глубин на поверхность и до краев наполняет леденящим ужасом твое сердце. Ты перестаешь понимать жив ты еще или уже мертв.

Поддержка

У каждого из присутствующих есть фонарик, предусмотрительно залепленный красным скотчем, чтобы яркий свет не раздражал в темноте. Но фонарик нужен не только, чтобы пройти наружу к туалету. Еще он пригодится когда ты захочешь подать сигнал “SOS”. Когда интенсивность переживаний превосходит твою способность укладывать их в голове, когда стены и пол растворяются на глазах, а весь привычный мир выворачивается наизнанку, можно  и нужно звать координатора на помощь. Требуется лишь включить свой фонарик и направить его на стену за своей спиной. Здесь у меня был досадный прокол. Однажды меня настолько сильно придавило, что я понял, что уже не справляюсь сам. С трудом вспомнив про фонарик, я его нащупал и с надеждой включил. Однако шло время, а к моему ужасу никто ко мне ни спешил, меня просто не замечали. Как потом выяснилось, фонарик-то я включил, но, будучи в полном смятении, направил его не в стену, а в пол! Отчаявшись привлечь к себе внимание светом, я попробовал позвать координатора по имени, но вдруг с содроганием понял, что не могу вспомнить как ее зовут: “Сильвия? Нет! Но как тогда?!”. Произносить чужое имя не имело смысла, многие во время церемонии смеялись или плакали, произнося разные слова. Тогда меня “осенило” и я стал звать: “Help!”. И снова никто меня не слышал. Я остался с этим один на один… Помните мычащего Немо из “Матрицы”, когда у него исчез рот? После окончания церемонии я спросил своего соседа Дэниеэля обратил ли он внимание на мои крики. Он ничего не слышал, хотя его опыт в этот раз был приятным и спокойным. И тут я вдруг понял, что слово “Help!” я не кричал, а ШЕПТАЛ. Ох как же мы с Дэниелем гомерически хохотали, когда я ему в лицах показывал себя - жука, иглой придавленного к матрасу, с упором фонарика в пол, шепотом подающим сигнал "SOS!". Одно знаю точно - это был целительный смех... Кстати, в следующий раз, когда меня накрыло еще сильнее, я все-таки направил фонарик в стену и дождался помощи добрых людей.

В наиболее сложные моменты поддержку оказывают координаторы или шаман. В течение церемонии каждого из участников проводят и садят на небольшой мат напротив одного из четырех шаманов. Рядом ты обязательно ставишь свое ведро. Координатор шепчет на ухо шаману в чем заключается твое намерение и тот начинает петь песню (“icaro”), предназначенную лично тебе. Икаро может вознести тебя в небеса или же низвергнуть в пропасть, вызвать блаженство или вывернуть наизнанку. Иногда я одновременно и обожал и люто ненавидел шаманов, так как внутри себя ощущал и дикую тягу очиститься от чего-то чуждого мне и отчаянное нежелание Этого меня покидать. Само по себе икаро – самое удивительное музыкальное произведение, что я когда-либо слышал. Оно вдребезги разбило мои представления о том, какие звуки способен извлекать человек и, главное, какой потрясающий отклик они способны вызывать в душе человека. Впрочем если несколько тысяч лет старательно подбирать резонирующую мелодию, то успех неизбежен.

Крайне условно можно выделить несколько стадий процесса – вначале волны непривычных телесных ощущений, потом интенсивный визуальный и звуковой ряд, нарастание конфликта и, наконец, после его кульминации – время глубочайшей рефлексии, откровений, инсайтов. Собственно в эти моменты есть шанс наконец узнать то, что в тебе с детства скрывалось, избавиться или хотя бы проработать то, что отравляло всю жизнь. И наоборот, церемония может пройти в спектре сплошных позитивных эмоций, наполнив тебя неизведанным ранее чувством непоколебимого покоя, безмерной силы и благоговейного трепета. Религиозный человек может наконец получить тот опыт, о котором он читал в описании жития святых. А рациональный ум атеиста вынужден признать существование чего-то, что он объяснить не в силах, но что теперь и не в состоянии отрицать.

А рациональный ум атеиста вынужден признать существование чего-то, что он объяснить не в силах, но что теперь и не в состоянии отрицать.

Вообще воспоминания людей “по горячим следам” после церемонии - отдельное развлечение. Невозможно объяснить девственнику, что такое секс. Но мы-то, только что переживших нечто немыслимое, находимся все заодно, можем свободно делиться и находим понимание друг в друге. Иногда пережитое очень смешно, иногда невыразимо печально. Помню рассказ американца, когда он c благоговейным трепетом наблюдал бесконечный поток прекрасных насекомых и вдруг с потолка на него свалился реальный жук - можете представить как этот парень взвился! Сосед француз пережил несколько десятилетий своей альтернативной жизни и мог поведать в подробностях события всех лет. Были рассказы гораздо хлеще... Однако описывать конкретные переживания “вне круга” - неблагодарное дело, они, как воспоминания детства или сны, интересны только их обладателю, ну может быть любящим его/ее людям. Для остальных - это все бред, иллюзия, самообман. Впрочем, это лишь означает, что каждому нужно получать свой уникальный опыт.

Иногда эффект лекарства настолько силен, что даже когда шаман объявляет о конце церемонии, некоторые люди лежат неподвижно, не в силах говорить. После особенно тяжелых церемоний, просто увидеть пламя свечи, услышать смех людей – это счастье, поскольку понимаешь, что ты все-таки вернулся назад и снова можешь осознавать, чувствовать, думать. Очень помогает юмор – так, как мы хохотали после рассказа о наших «триллерах», я, может, и не смеялся никогда. Психотерапевт Виктор Франкл не зря говорил, что «юмор – оружие души в борьбе за самосохранение». По окончании церемонии очень кстати разносят фрукты, так как без ужина да после пятичасового «марафона» ты испытываешь зверский аппетит. Кто-то сразу уползает в свою берлогу спать, другие остаются обмениваться впечатлениями до самого утра. Люди читают стихи, поют тихие песни, играют на гитаре и хэнге. В малоке царит приятная атмосфера словно переживший свирепый шторм берег вновь заполняется разнообразной жизнью.

Часто люди, увлекающиеся психоделиками, решают заодно попробовать аяуаску в таких же развлекательных целях. Их ждет жестокое разочарование. Шаман не устает повторять, что аяуаска – это мощнейшее лекарство, к которому нужно относиться с должным уважением. Современному человеку, привыкшему по любому поводу закидываться антибиотиками, алкоголем, болеутоляющими или чем покрепче, очень сложно воспринимать слова «уважение» и «лекарство» в одном ключе. Однако первая же церемония встряхивает тебя как слепого котенка и быстро учит смирению, так что в следующий раз ты уже сам просишь: «Mother Ayahuasca, пожалуйста будь со мной ласкова и нежна».

Растения-учителя

Вообще то, что рассказал шаман, он же целитель («curandero»), сильно изменило мое восприятие лекарственных растений. В культуре народа шипибо («shipibo») считается, что ряд растений и деревьев («master plants») обладают способностью не только излечивать человека от разного рода недугов, но и давать некие знания, которые невозможно другим способом получить. Привычный нам, западным людям способ жадного бесконтрольного поглощения различных растений (кофе, чая, коки, табака, марихуаны и т.д.) ради удовольствия, торможения или стимуляции в понимании местных племен – это злоупотребление с печальными последствиями. Для каждого растения есть свое предназначение, способ приготовления, ритуал приема, диета до, во время и после. Иначе лекарство превращается в яд.

Также я с удивлением узнал о существовании «Master-plant diet», когда человек проводит долгое время (от 3х месяцев до 2х и больше лет) в изоляции, живет в домике в глубине джунглей, сводя к минимуму контакты с людьми, питаясь весьма аскетично и регулярно принимая экстракт из растений по рецепту шамана. Как по мне такая долгая изоляция на природе может быть целительна сама по себе, но после аяуаски я готов согласиться, что некоторые растения способны подарить человеку нечто большее. Опять же можно воспринимать это как доступ к мудрости «мира растений», живущих на этой планете, кстати, гораздо дольше нас, или же как катализ внутренних прозрений, изначально хранящихся в любом человеке.

Каждая церемония уникальна и рушит любые твои ожидания. Оно и понятно – свежий отвар готовится каждый день, поэтому меняется концентрация напитка, равно как и погода, атмосферное давление, умонастроение группы, и прежде всего состояние самого человека. Аксакалы вроде Дениса МакКенны постоянно твердят о важности «set and setting», имея в виду критичность как своего внутреннего настроя, так и того с кем, где и как проводится церемония. Не зная чего в этот раз ожидать, идешь на церемонию как на плаху, если было в прошлый раз тяжело или как на праздник, если пережитый опыт был вдохновляюще светлым.

Очищение

Местное население называет аяуаску «la purga», то есть очистка, поскольку она освобождает человека от лишнего - буквально от всевозможных паразитов, но, главное, от различных ментальных блоков, эмоциональных зажимов и последствий пережитых ранее травм. Физиологический аспект чистки (рвота и диарея) обычно наиболее часто обсуждается в интернете. Может быть потому, что для современного человека неконтролируемое исторжение чего-либо на людях – это нечто немыслимо-постыдное. Однако в контексте церемонии такая чистка воспринимается не просто нормально, а даже желанно, так как свидетельствует об успешном процессе лечения. Большинство людей чувствует реальное облегчение когда удается выплеснуть из себя всю лишнюю дрянь, что, кстати, во время церемонии может принимать весьма пугающие формы. Например моя соседка, врач-реаниматолог в скорой помощи, рассказывала, что после «очищения» в своем ведре обнаружила жуткого вида черно-зеленых змей. Многие упоминали разнообразных «насекомых» и «ракообразных существ», которых им пришлось с себя снять. На следующее утро все собираются для группового обсуждения пережитого и получают советы шамана. Здесь люди уже спокойно уточняют удалось ли им вчера очиститься («to purge») или нет. Впрочем все это индивидуально. Часть людей за 2 недели так ни разу и не использовали по назначению свое ведро.

Люди

Группа была эклектичной. В этот затерянный в джунглях перуанский ретрит съехались путешественники из Австралии, Канады, Германии, Франции, Англии, Филиппин, Южной Африки и Тасмании. На карте в столовой я видел отметки гостей из Китая, Исландии, Японии и каких-то мелких островов в атлантическом океане. Из Украины, кажется, до меня не было никого. Возраст тоже разный – от 18-летнего юноши до 70-летней элегантной дамы. High-tech предприниматель, философ, врач-реаниматолог, профессор-лингвист, медиа-менеджер, переводчик с языка глухонемых, программист, фермер. Причины у каждого свои и не всякий готов откровенничать. Один решает проблемы, «подаренные» в наследство от родителей, которые бежали из охваченной войной Сербии. Мать-одиночка не хочет, чтобы ее дочь страдала от того, что всю жизнь не дает покоя ей самой. У кого-то необходимость принять кардинальное решение в бизнесе. Или желание излечить последствия внешне незаметной травмы лица, возникшей в результате автоаварии. Намерение избавиться от какой-то зависимости. Мечта научиться доверять своей интуиции. Тяга понять свой путь. Или же любопытство получить ни на что непохожий опыт. Короче, сколько людей – столько и мотиваций.

Мы стали свидетелями и участниками «Spiritual wedding» (духовной свадьбы) двух наших новых друзей. Американка Эшли и француз Реми год назад познакомились в «Niue Rae», полюбили друг друга и вот теперь, помимо официальных торжеств во Франции и США, попросили шамана Рикарда соединить их по традиционному ритуалу народа шипибо. За несколько дней до церемонии их лица, руки и ноги были раскрашены особым образом, а в день свадьбы их одели в традиционные наряды и посадили в малоке для церемоний на отдельное, ярко украшенное место. Шаман сказал особые слова, накрепко соединившие их души и предупредил, что просто так им теперь не разойтись - понадобиться отдельный обряд в этом же месте. После всеобщих поздравлений ребята первыми выпили праздничную порцию аяуаски. Не знаю как можно еще крепче их между собой связать, так как даже до свадьбы эта пара меня поражала бережным, внимательным и нежным вниманием друг к другу.

Когда впервые едешь в неизвестное место в джунглях, к незнакомым людям, чтобы выпить из их рук самый мощный в природе психоделик, то поневоле накатывает паранойя - «А вдруг это секта? А если меня отравят или запрограммируют? Я же буду так уязвим! А что если? А вдруг?...». Фантазия услужливо рисует мрачную картину как я сам, по своей воле головой лезу хищнику в пасть. Но вскоре убеждаешься, что хотя бояться неизвестности - нормально, в реальности все проще и светлей. Должен сказать я никак не ожидал увидеть так много симпатичных людей. Простые, скромные и доступные шаманы. Ассистенты-координаторы с такой добротой и участием, что хоть прикладывай к ране. Среди таких же как и я «pasajeros», конечно, было пару людей, поначалу вызвавших у меня дискомфорт, но впоследствии оказалось, что не обошлось без проекций на них моих зажимов и страхов. Вообще нужно быть готовым, что во время церемоний кто-то может дрогнуть от избытка впечатлений - я слышал истории как люди с воплями убегали в джунгли. Их потом приходилось успокаивать и возвращать в безопасную малоку. Бывали случаи когда люди настолько пугались увиденного, что прерывали ретрит и на следующее утро улетали домой. Честно говоря, после первой, четвертой и восьмой церемонии я был так раздавлен, что тоже планировал утром паковать рюкзак. Но потом поговорив с шаманом, другими ребятами, успокаивался и позволял лекарству делать свою работу. Вообще мне несказанно повезло встретить чрезвычайно светлых и добрых людей, поддержавших меня в особенно мрачные моменты. Каждый из них подарил мне что-то – внимание, совет, личную тайну, просто выслушал не перебивая. И хотя они восхищались моей силой и стойкостью, я не знаю как бы все обернулось, не окажись они рядом со мной.

Искусство

Очень кстати на территории ретрита есть отдельное помещение «Art-maloka» (дом искусств). Желающий выразить свои переживания может это сделать например красками на холсте. Судя по развешенным на территории картинам, ретрит иногда посещают весьма одаренные люди. Последний раз я с упоением рисовал в далеком детстве. А тут внезапно снова возникла тяга взять в руки карандаш. Получилось наивно и просто, зато испытал состояние, похожее на «Поток». Что и неудивительно, ведь арт-терапия – это давно в медицине известный и популярный способ гармонизации психоэмоционального состояния человека.

Интересно, что помимо собственно ритуала аяуаска, также ты получаешь «master plant diet», то есть ежедневно в определенный час принимаешь экстракт растения из местного сада. Сразу в день твоего заезда Мaestro Ricardo беседует с тобой, узнает причины поездки, твои намерения и назначает диету с специфичным для тебя растением. Такая диета «дружит» с аяуаской, находясь с ней в синергии.

Технические подробности

Почему и как работает аяуаска? У науки есть ряд гипотез. Клинические исследования показали эффективность аяюуаски в лечении разного рода зависимостей, которыми, как бродячая собака блохами, полон каждый человек. Любая зависимость - сложный феномен, корнями уходящий во все уровни:  биохимический, физиологический, психологический и трансцендентный, то есть, находящийся за пределами понимания. Похоже аяуаска воздействует на каждый из них. Согласно “биохимической” гипотезе, прием, например, наркотиков стимулирует выброс допамина (дофамина) в мезолимбической системе мозга или “центре удовольствия”, что в свою очередь стимулирует дальнейший прием наркотиков. Мезолимбическая система отвечает за формирование мотивации, удовольствия, награды и, к сожалению, зависимости. Аяуаска тормозит выделение допамина в “центре удовольствия” и таким образом ослабляет связь между источником зависимости (наркотиком) и связанной с ним наградой. В этом смысле механизм действия аяуаски аналогичен тому, как действуют современные антипсихотические мед-препараты, назначаемые при шизофрении и прочих психозах. “Психологическая” теория предполагает, что аяуаска открывает доступ к подсознательным эмоциональным проблемам из прошлого, показывает их связь с теперешним поведением, а также последствиями в будущем, если человек продолжит жить как он привык. Таким образом появляется выбор как поступать, и человек может принять решение отказаться от вызывающего навязчивое поведение вещества, не попадать в ситуации-ловушки, избегать “токсичных” людей и т.д.. C физиологической точки зрения выбросы допамина от наркотиков также связаны с “синаптической пластичностью” - процессом изменяющим связи между нейронами и формирующим зависимость. “Центр удовольствия и наград”, обычно отвечающий за обучение человека, как бы “взламывается” допамином и происходит так называемое“diabolic learning” (дьявольское обучение), то есть возникает накатанное шоссе между стимулом и наградой. Предполагается, что аяуаска разворачивает в обратном направлении этот процесс, позволяя нейронным джунглям поглотить опасную трассу. Наконец, “Трансцендентная” гипотеза базируется на известном факте, что люди, пережившие так называемый “пиковый психоделический опыт”, оказываются способны побороть свою зависимость. Литература любой религии полна примеров радикального перевоплощения грешника в святого в результате снизошедшего божьего откровения, перевернувшее все его/ее существо. Основатель знаменитого движения “Анонимных алкоголиков” Билл Уилсон, будучи госпитализирован с диагнозом “неизлечимый алкоголизм” и погружаясь на самое дно черной депрессии, в порыве отчаяния взвыл: “Я готов сделать, что угодно… Боже, если ты есть, яви себя мне!”. Внезапно он оказался в другом пространстве, на неописуемой высоте, окруженным ослепительным светом, задыхаясь от экстаза. Свежий ветер обволакивал и пронзал его. Но, по его словам, это был не воздух, а Дух. Внезапно пришла потрясшая его мысль: “Ты - свободный человек”. Когда экстаз прошел и рациональный ум взял контроль в руки, Билл решил, что возможно он сошел с ума. Однако с этого момента он навсегда перестал употреблять алкоголь. В 60-70е годы, пока правительство США не запустило ПР кампанию по дискредитации психоделиков, были проведены клинические исследования, выявившие эффективность (в 50% случаях) высоких доз ЛСД для лечения алкогольной зависимости по модели инициации “пикового психоделического опыта”. Известно, что многие люди во время приема аяуаски испытывают подобный пиковый, экстатический опыт, что также может объяснить последующее избавление от зависимости. Как говорит известный комик, комментатор UFC и автор супер-популярного подкаста Джо Роган: “Если во время психоделического опыта ты напрямую общаешься с Богом, то где это происходит - в твоем измененном сознании или на самом деле - не так важно, ведь ощущения и опыт в обоих случаях идентичны”.

Если во время психоделического опыта ты напрямую общаешься с Богом, то где это происходит - в твоем измененном сознании или на самом деле - не так важно, ведь ощущения и опыт в обоих случаях идентичны
— Джо Роган, американский комик, подкастер и комментатор

Результат

Главный вопрос – ради чего? Некоторые шутят, что одна церемония аяуаски заменяет 10 лет психотерапии. Насчет одной не уверен, разве что кому-то очень повезет. Спустя два месяца после ретрита я поинтересовался у своих новых друзей что изменилось в их жизни, есть ли какой-то прогресс. Подруга из Австралии призналась: “Да, кое-что изменилось. В целом я ощущаю себя более счастливой в ежедневной жизни. Также я стала более организованной и заканчиваю больше важных дел. Поведение других людей меня меньше задевает…”. Калифорнийский друг написал: “Я в значительной степени очистился от сомнений в себе, особенно в отношении работы. По возвращении чувствую себя гораздо лучше, более способным и умелым. Полученный опыт изменил мое отношение, теперь ум меньше, чем раньше, воюет с самим собой. Также моим намерением было улучшить коммуникацию с людьми, избавиться от блоков. Оно исполнилось, так как я чувствую себя в силах больше говорить и писать, делать это более прямолинейно”. Немецкий предприниматель поведал, что после этого ретрита он начал новую фазу своей жизни, так как принял два судьбоносных решения -  во-первых жениться на замечательной девушке, а во-вторых запустить новый технологический проект, который три года до этого вынашивал в себе. Двадцатилетний американец, чей матрас во время церемонии был рядом с моим, ответил так: “Одно конкретное изменение во мне заключается в том, что с тех пор я больше не курил марихуаны и пил гораздо меньше, чем раньше, алкоголя. У меня теперь иная точка зрения на мое взаимодействие с веществами, растениями, энергией и духом в целом. Одним из моих намерений было найти направление в жизни в отношении карьеры. Я утвердился в том, что хочу заниматься целительством, помогать людям. Прямо сейчас я изучаю хиропрактику и натуропатию как варианты карьеры врача. Также я начинаю замечать своего рода диссонанс с моими старыми приятелями. Мне сложно проводить много времени с ними, я чувствую, что я сильно вырос во время моего опыта аяуаски и у меня стало с ними меньше общего. В целом я чувствую, что моя жизнь получила свежий старт. Я чувствую, что вырос, и готов к серьезным вызовам.”

Сам я не могу отрицать, что я был вынужден взглянуть в лицо тем частям-аспектам себя, которые мне были незнакомы или невыносимы. Я знаю насколько сильно я старался во время церемоний, но в какой степени преуспел, пока лишь пытаюсь осознать. Что-то внутри явно сгорело-переплавилось, но что? Не могу отрицать, что какие-то грани моего привычного поведения уже изменились, однако это не тектонический сдвиг, а скорее некоторое расширение степеней свободы. Словно на короткое время обнажились корни некоторых проблем и я ощутил вкус жизни без их гнета. Однако, похоже, основная работа предстоит здесь, в привычном мире. Как будто в нейронном лесу мозга возникла развилка - налево старая дорога, направо новая тропа. Куда сделать шаг я теперь сам должен делать выбор. Впрочем мой жизненный опыт подсказывает, что истинные изменения настолько органичны, что их сложно заметить самому, они просто происходят, а тебе потом даже странно думать как можно было жить иначе.

Конечно мне жаль, что в отличие от других, мой опыт церемоний оказался столь изматывающим и напряженным. Однако тут говорят, что аяуаска дает не то, что ты хочешь, а то, что нужно тебе. Более того, знаток архаических мифов психолог Джордан Петерсон отмечает: «Золото охраняют драконы, поэтому то, что вам нужно больше всего, всегда находится там, где вы меньше всего хотели бы искать». Своих драконов я там точно встретил и, видимо, не без пользы: смягчились гнев и раздражительность, увеличилась эмпатия, заострилось ощущение собственных границ и готовности встать на их защиту. Возможно самое ценное в том, что я стал по-другому относиться к тому, что меня беспокоило и пугало - гораздо чаще, с большей охотой и любопытством я стал всматриваться, изучать страх вблизи и действовать ему вопреки. Понятное дело, не во всем и не всегда, но и за уже полученные таким образом откровения я искренне благодарен.

Золото охраняют драконы, поэтому то, что вам нужно больше всего, всегда находится там, где вы меньше всего хотели бы искать
— Джоджан Петерсон, канадский психолог

Я все думаю почему некоторых людей Mother Ayahuasca учит столь жестко. Известный американский писатель и инвестор Тим Феррисс вспоминал свою первую церемонию так: «Самый болезненный опыт в моей жизни умноженный на тысячу. Меня словно разрывали на части и убивали тысячу раз в секунду в течение двух часов. Я думал, что напрочь сжег свою материнскую плату. Помню я сказал себе, что никогда больше этого не буду делать. Однако через несколько месяцев понял, что 90% гнева, который я десятилетиями таскал в себе с детства, испарилось». С тех пор Тим принимает аюаску регулярно. 

Может правы древние мифы, что самый короткий путь в рай - через ад? Кстати, в современном мире легко перепутать что есть вред и что благо. В сказках пользу приносит не только живая, но и мертвая вода. Опять Инь и Ян. Порядок и Хаос. Один неразрывно связан другим. В этом смысле аяуаска - это метафора Жизни: во время ритуала ты пронзительно, густо, выпукло, оглушительно, сочно проживаешь все ту драму, что каждый день как угли тлеет в твоем подсознании. Смысл церемонии, как и всей жизни - истребить все пустое, бесплодное, дохлое; воскресить все, чему стоит расцветать, плодиться и жить.

Рекомендации

Какие советы пригодились бы мне перед поездкой:

1.     Узнать как можно больше о самой церемонии и опыте других людей, в особенности про типичные ошибки, неправильные ожидания, страхи и способы их коррекции.

2.     Участвовать в церемонии только в надежном ретрите и с заслуживающими доверия курандеро. На Эверест ты конечно взбираешься сам, но роль профессионального проводника из местных сложно переоценить.

3.   Весьма полезно заранее научиться любой базовой технике концентрации на дыхании, будь-то анапана в випассане, пранаяма в йоге или что-либо еще. Как ни странно, дыхание - чуть ли не единственное, что помогает «заземлиться» когда весь твой привычный мир расползается по швам.

4.     Не пренебрегать средствами защиты от малярии. Это, как я выяснил, излечимо, но приятного ничего нет, особенно с учетом отсутствия нужных лекарств в Украине.

5.     Серьезно отнестись к диете до, во время и особенно после ретрита. Еще ранние эксперименты с входом и выходом из голодания научили меня почему летчики считают, что наиболее опасные этапы полета - это взлет и посадка.

6.     На первый раз планировать не менее 6-8 церемоний. Некоторым, вроде меня, и 11 церемоний будет мало. Требуется некоторое число «подходов», чтобы адаптироваться к столь необычному опыту и научиться если уж не свободно ориентироваться на местности, то хотя бы совсем не потеряться в лесу.  

7. А вот с размером порции не стоит спешить и лучше начинать с малого, увеличивая постепенно, чтобы понять личную чувствительность на лекарство. Некоторым достаточно пары глотков, иные же не обходятся без добавки.

8.   Не стесняться рассказывать о своем опыте и спрашивать совета у более опытных людей. Иногда ты ощущаешь одновременно запредельное одиночество и неспособность извлечь всякий смысл ночного приключения. К счастью всегда есть те, кто много раз переживал нечто подобное. Их подсказки или даже просто внимание помогают переварить опыт и по-новому на все взглянуть.

9.     По-возможности дать себе несколько дней для адаптации после ретрита, чтобы не спеша возвратиться в городской ритм. Слишком уж сильный контраст между двумя мирами.

10.   Ритуал показан не всем и не всегда. Решаться на участие нужно только когда ясно осознаешь необходимость. Аяуаска – не развлечение, а брутальная операция. Ты в любом случае останешься жив и здоров, но процесс, возможно, окажется одним из самых трудных (и значимых) переживаний в твоей жизни. Впрочем, когда действенное лекарство бывало сладким на вкус?

Мой Master-plant Pion Blanco

Полезные ссылки

1. Общая информация об аяуаска от Международного центра этноботанического образования и исследований

2. Статья в Википедии об Аяуаске

3. История использования аюаски

4. Статья в журнале "Нью-Йоркер" "The Drug of Choice for the Age of Kale"

5. Статья в New York Times "Ayahuasca: A Strong Cup of Tea"

6. Хорошая подборка ссылок о разных аспектах ритуала аяуаска EROWID

7. 3 метода помогающие смягчить опыт тяжелых церемоний

8. Какие продукты стоит исключить до, во время и после церемонии

9. Отчеты об опыте позитивных и негативных церемоний

10. Обзор результатов 28 научных исследований эффекта аюаски на людях

11. Научная статья "Hypotheses Regarding the Mechanisms of Ayahuasca in the Treatment of Addictions"

12. Исследование влияния аяуаски на пациентах с депрессией

13. Исследований долгосрочных эффектов употребления аяуаски

14. Научная статья о терапевтическом потенциале аюаски

15. Обзор научной литературы об аюаске 

16. Обзорная статья "The Essential Guide to Ayahuasca"

17. Музыкант Стинг рассказывает о своем опыте церемонии Аяуаска